Русский Драматический Театр им. М.Горького
События, слухи, ожидания
Намечающиеся к сдачи премьеры
Спектакли идущего репертуара. Вечерние и утренние спектакли
Фото и информация об актерах театра
Руководящий состав
Творческо постановочный состав
Рабочие сцены, костюмеры, гримеры и т.д.
История театра от начала...
Книга отзывов, жалоб и предложений
Новости Репертуар на месяц

В России с 1 по 16 сентября, с успехом прошли гастроли столичного Государственного русского драматического театра имени Максима Горького. Наши артисты выступали на сцене Государственного русского драматического театра Республики Мордовия в Саранске и в театральном центре "На Страстном" в Москве.

Априза ХУСАИНОВА: "Нам была маловата сцена..."

Аншлаг! Еще аншлаг!

Следует сразу сказать, что столичный русский драматический театр, гастролируя в городах Казахстана, в России побывал впервые за последние несколько лет. Эта поездка стала серьезным испытанием для труппы, проверкой ее творческого мастерства и состоятельности. Кроме того, наши артисты представили на суд зрителей постановки, которые включены в репертуары многих театров России и ближнего зарубежья. Тем приятнее было узнать, что спектакли казахстанского театра получили самые высокие оценки как профессионалов, так и зрителей. О предыстории гастролей по городам России рассказала директор театра Априза Хусаинова:

- Прежде всего хочу сказать большое спасибо Министерству культуры и информации, акимату города и департаменту культуры, которые выделили нам дополнительные средства для поездки, всячески поддерживали нас. А начиналось все так. В прошлом году в Москве состоялась коллегия театральных деятелей стран СНГ, посвященная проблемам русских театров за рубежом, в которой приняли участие я и актриса нашего театра Наталья Косенко. Наше выступление тогда многим запомнилось. Говоря об общих для всех театров проблемах - поиск современных пьес, пополнение труппы, проведение мастер-классов - мы рассказали о своей активной работе, о том, что нас финансируют, нам помогают, мы даем несколько премьер в год, к нам приходит зритель. Мы наладили контакты с Центром поддержки русских театров за рубежом, познакомились с коллегами из других театров, и нас пригласили на Международный фестиваль русских драматических театров России и стран ближнего зарубежья, проходивший в Саранске. Там мы очень хорошо выступили.

В спектакле "Здесь все свои" по пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор" саранскому зрителю понравилась и режиссура, и игра актеров Сергея Матвеева и Романа Чехонадского, нас позвали приехать вновь с другими спектаклями. Потом в Астану приезжала критик Екатерина Дмитриевская, которая посмотрела одиннадцать постановок, сделала их обзор, особо отметив наши спектакли для детей, "Здесь все свои", "Рядовые", "Пока она умирала". В одном из российских изданий была опубликована ее статья о нашем театре. Нас заметили. Мы, в свою очередь, стали готовиться к поездке, включив в гастрольный репертуар и спектакль М. Угарова "Облом-оff", показанный на закрытии театрального сезона и тепло встреченный столичными зрителями.

В Саранске русский драматический театр давал импровизацию по комедии Н. Гоголя "Ревизор" "Здесь все свои" (режиссер - заслуженный деятель искусств РК Юрий Ханинга-Бекназар), трагикомедию "Облом-оff" (режиссер - Аскар Алтынбеков), сказку для детей "Домик для царя зверей" (режиссер - Виктор Трегубенко), а москвичи увидели спектакль "Здесь все свои" и драматическую балладу по пьесе А. Дударева "Рядовые" в постановке В. Трегубенко.

Все спектакли казахстанцев прошли с аншлагом. Зрители оценили и режиссерские решения, и игру актеров, и декорации, и музыкальное оформление спектаклей Нелли Терехиной, и работу нашего композитора Евгении Терехиной.

По возвращении труппы с гастролей мы встретились в театре с его директором Апризой Хусаиновой, народным артистом Республики Кыргызстан Сергеем Матвеевым и артистами театра Романом Чехонадским и Владимиром Иваненко.

И себя показать...

Честно говоря, больше всего интересовало, как принимали интерпретацию комедии "Ревизор" в Москве, где искушенного зрителя трудно не то что удивить, но и просто привлечь его внимание. Поэтому беседа с артистами и директором театра начиналась с одного и того же вопроса: не было ли страшно перед спектаклем?

- Нет, - твердо ответила Априза Хусаинова. - Мы были уверены в себе. Нас поддерживали хорошие отзывы о спектакле известного московского театрального критика Натальи Старосельской, которая была с нами в Саранске, радушный прием постановки в Казахстане и в Мордовии. Сцена в московском театре была, конечно, маловата, но ребята справились, играли с большим подъемом. И я просто верила в наш успех!

- Волнение я, безусловно, испытывал, - рассказывает Сергей Матвеев. - После оглушительного успеха в Саранске, где два дня восемьсот мест в зрительном зале были заполнены, где ждали каждой реплики, откликались аплодисментами на хорошо сыгранные эпизоды, Наталья Старосельская предупредила нас, чтобы мы не обольщались. В Москве, сказала она, вы можете встретить совершенно другой прием, сдержанный, критичный.

Внутренний дискомфорт ощущался перед началом спектакля, когда я увидел, как в театр подтягиваются те, кого мы называем настоящими театралами, солидная публика пятидесяти-шестидесяти лет и старше. Они видели на своем театральном веку много разных вариантов "Ревизора". Тем более что у нас был первый и единственный спектакль. Нельзя было надеяться, что сегодня мы сыграли плохо, а завтра мы себя покажем. У нас не существовало такой возможности, играть надо было сразу отлично. Наверняка многие ожидали от нашего спектакля нечто другое. В начале появилось недоумение - баня, непонятный городничий, странный текст - в зале ощущалась настороженность, недоверие. На спектакль приходили мои однокашники по ГИТИСу, и они мне потом говорили о реакции зрителей. Но постепенно, и мы сами это чувствовали, публика начала оттаивать, ее заинтересовали мизансцены, фразы, жесты. Спектакль стал быстро набирать обороты, произвел фурор. Мы выходили на поклон и понимали, что зал наш, что мы победили. Это огромное творческое удовлетворение.

- Страшно не было, - делится впечатлениями Роман Чехонадский, исполнивший роль Хлестакова, - было безумно волнительно. Как известно, Москва слезам не верит, произвести на нее впечатление новым спектаклем, пожалуй, невозможно. Город-то театральный, одна из культурных столиц мира. Мы очень старались. И, по-моему, получилось.

Судя по отзывам, размещенным в Интернете, молодого казахстанского артиста Романа Чехонадского можно назвать главным героем гастролей, а его поклонницам в Саранске порой просто не хватало слов для описания "всех нюансов по ходу спектакля". Они "тихо восторгались мастерством актера", как он (Обломов) "аппетитно уминал пирог у Агафьи Матвеевны и так четко говорил с набитым ртом", их потрясло то, как "во время вокала Ольги Ильинской у Обломова-Чехонадского застыли слезы: глаза его заметно увлажнились, но капли не скатились вниз по щеке, актер "держал" образ". В "современном прочтении классики, характерном для современного театра", не остались незамеченными и декорации: "пример новаторства - вместо хрестоматийного дивана на сцене появляется стол, превращенный в лежбище. Он накрыт скатертью с увесистыми кистями".

Наверное, правы артисты и режиссеры, когда говорят об отсутствии критики, серьезных аналитических материалов о театре. Хотя, с другой стороны, читать подобные "увесистые клюквы" околожурналистского творчества забавно и небесполезно.

Если же серьезно, то Роман - действительно талантливый актер, с яркой, запоминающейся манерой игры, со своим стилем и шармом. Он занят в главных ролях ведущих спектаклей театра: кроме названных, это "Рядовые", "Преступление и наказание", "Прощай, овраг...". Зритель в Астане, как теперь уже и в Саранске, действительно "идет на Чехонадского". О себе он говорит так: "Для меня большая честь играть эти роли. Но легко ничего не дается. Соглашусь с тем, что роли, как дети, их любишь, ими дорожишь, их создаешь и их воспитываешь, и любишь каждую по-своему". И добавляет:

- Театр - искусство коллективное, где ничего не зависит от одного человека. Гастроли учат профессионализму, помогают оценить репертуар. Чтобы в Астане был высокий уровень театрального искусства, усилий актеров недостаточно. Это и организация внутри театра, и финансирование, и возможность общения на фестивалях и гастролях. Нельзя вариться в собственном соку, жить без движения. Жизненно необходимы мастер-классы, просмотры лучших спектаклей в республике и России, работы с интересными режиссерами. Так хочется увидеть сильный театр в Астане! Это вопрос престижа столицы, страны. И в последнее время мы видим, что проблемы эти решаются.

Представленные нашим театром постановки говорят о достойном уровне труппы и соответствии репертуара современным тенденциям развития этого вида искусства. Каждый спектакль не бесспорен, впрочем, этим и интересен. Налицо жанровое разнообразие, смелые эксперименты, даже некоторый эпатаж, и вместе с тем, например, в спектакле "Рядовые" сохранена лучшая традиция русского театра - говорить понятным языком о проблемах вечных, показывать на сцене жизнь души, поиски истины, воспитывать начинающих зрителей. Кстати, именно умелое владение речью отмечено как одно из достоинств актерского состава.

Сергей Матвеев, блистательно играющий Городничего, известен в Казахстане и как режиссер, и как педагог, работающий со студентами Казахской национальной академии музыки.

- Сергей Федорович, "Здесь все свои" и "Облом-оff" - спектакли эксцентричные, музыкальные, веселые. Они нравятся зрителю, такой стиль подачи классического материала востребован. Значит ли это, что классика уже не может быть серьезной?

- Классический материал, я думаю, настолько богат, что позволяет разные прочтения. Но я отношусь настороженно к его "осовремениванию". Это возможно, но надо непременно делать оговорки, предупреждать публику. Например, закрыться жанром, как это сделали мы - у нас импровизация по гоголевскому "Ревизору". Я считаю, когда зритель видит такие вещи неожиданно, он просто расстраивается. Он читает - Гоголь, берет билеты и не хочет обмануться в своих ожиданиях. Раз в афише написано "Ревизор", значит, должна произойти встреча с Николаем Васильевичем, его остроумием, его фабулой, его текстом. Если мы начинаем импровизировать, зритель понимает - актеры балуются, пойду и посмотрю, как они это делают. Но нельзя в пределах одного театра увлекаться таким приемом. Сегодня перевернули Гоголя, завтра Мольера, потом Островского. Проблема в том, что иногда молодежь, в частности школьники, впервые с классикой встречается в театре. Им нельзя давать представление о классике, как о чем-то беззаботном и легком.

- Вы сразу согласились участвовать в постановке?

- Дело в том, что я всю жизнь мечтал сыграть Хлестакова, но в моей творческой судьбе этого не случилось. Когда Юрий Иванович (режиссер спектакля Ханинга-Бекназар) сказал, что хочет предложить мне роль в "Ревизоре", я стал размышлять: кого же? По возрасту на Хлестакова вроде бы уже не подхожу. Но, думаю, а вдруг?.. Однако меня режиссер видел Городничим. И та концепция роли, которую он предложил, оказалась близка мне. Антон Антонович никакой не дуб, не держиморда. Городничий - умный, тонкий человек. Это современный руководитель, тип которого встречается и среди наших начальников, и среди российских. Не случайно образ так узнаваем.

- "Здесь все свои" сыграны, а на следующий день были "Рядовые" Алексея Дударева. Считают, что это та пьеса, где выходят на сцену, чтобы жить. Когда говоришь о трагических судьбах людей, о войне, жизни и смерти - не до развлечений, приятного времяпрепровождения. Зритель был готов перестроиться вместе с вами? - этот вопрос мы адресовали одному из старейших артистов театра Владимиру Степановичу Иваненко.

- Однозначно - да. Великую Отечественную войну невозможно стереть из памяти. В "Рядовых" великолепная драматургия, а Алексей Дударев - современный классик, тонкий психолог, мастер типажей. Его произведения задевают за живое, его героям невозможно не сострадать. И зритель, к счастью, не утратил этой способности. Вспоминаю сейчас ребятишек в первом ряду. Я со сцены видел их глаза, они понимали, чувствовали, переживали. Театр "На Страстном" небольшой, сцена расположена низко. Спектакль закончился. К нам протягивали руки, благодарили, одна женщина поцеловала меня. В зале было много молодежи, а на сцене играли их ровесники. У нас спектакль динамичный, напряженный, характеры все до одного емкие, глубокие. Люди плакали. Значит, постановка удалась, наш театр - настоящий.

Априза Хусаинова говорила об эмоциональном подъеме артистов, о том, что гастроли - это всегда этап взросления, творческого роста. Звучали имена Людмилы Крючковой, Натальи Матвеевой, Маргариты Мухаметдиевой, Ивана Анопченко, Олега Керимова, Дениса Анникова и других артистов. Всех назвать, к сожалению, невозможно. И несколько раз Априза Хусаиновна повторила: "Я горжусь нашим театром!".

...и других посмотреть

Во время гастролей постигается и организационная сторона театральной деятельности - как перевезти декорации и костюмы, как отладить в новых условиях музыку и свет, устроить быт артистов. Также есть возможность увидеть новые города, встретиться с друзьями и, разумеется, сходить в свободный вечер в театр. Тем более, если довелось попасть в Москву. Центр поддержки русского театра за рубежом обеспечил казахстанцев билетами на лучшие, во всяком случае - самые известные, нашумевшие, спектакли ведущих театров российской столицы. В те дни в Мастерской Петра Фоменко давали "Белые ночи" Ф. М. Достоевского, в МХТе имени А. П. Чехова - "Лес" А. Н. Островского в постановке Кирилла Серебреникова, в Театре на Юго-Западе - режиссер Валерий Белякович поставил "Сон в летнюю ночь", а Вахтанговский театр предлагал комедию "Сирано де Бержерак" режиссера Владимира Мирзоева. Согласитесь, такой театральной афише остается только позавидовать.

- Я видел "Последнюю любовь Дон Жуана" в режиссуре Романа Виктюка, - рассказывает Сергей Матвеев, который в прошлом театральном сезоне поставил в Астане пушкинского "Каменного гостя" и сыграл Дон Гуана. - Мощная форма, причем форма, на которую натягивают содержание. Актерами виртуозно освоено пространство, диву даешься их физической подготовке: они могут взлететь по шесту вверх, балансировать, стоя на доске, на четырехметровой высоте, так, что дух захватывает, потом упасть на батуты. Труппа необыкновенная. Очень красивые героини, длинноногие, эффектные, сексапильные, они должны быть такими. Все мужчины, сидящие в зале, должны желать их, а зрительницы должны быть покорены Дон Жуаном. У Виктюка это есть. Я поражаюсь четкости его рисунка, мысли, которая заложена в пластику, в эмоцию. Но потом понимаешь, что происходящее тебя не особо трогает, не берет за душу. За всей внешней эффектностью, фактурой, порой просматривается слабая актерская подготовка, нет психологической тонкости. А вот то, что делает Петр Фоменко, наоборот, классика в чистом виде, но со своим прочтением. Там основной акцент делается на слове, общении актеров, психологии героев. Это высшее мастерство.

- Мне кажется, что в спектакле "Лес" драматург и режиссер существуют отдельно, рассуждает Владимир Иваненко. - Откуда-то появляется, например, огромный хор, исполняющий невнятную песню, звучит громкая музыка. И есть Дмитрий Назаров. Актерище! Прекрасный! Мощный! Органичный! Знаете, Островского переиграть нельзя, стать умнее, талантливее его - невозможно.

- Я видел "Белые ночи" Петра Фоменко, - Роман Чехонадский немногословен. - Я могу только развести руками и сказать: "Ах!". Спектакль не назовешь классическим, своеобразная эксцентрика присутствует. Ребята потрясающе двигаются, танцуют, великолепно поют, у них замечательная речь. Впечатления передать невозможно. Это великолепная школа.

... Русский драматический театр имени Максима Горького вернулся домой. Артисты говорят, что скучали по своим зрителям. Которые, в свою очередь, уже звонят в театр и спрашивают, когда начнется новый театральный сезон. Открытие состоится 30 сентября. Но перед этим столичный театр примет гостей из Москвы и Санкт-Петербурга, Уфы и Бишкека. В Астане вчера был дан старт Первому Международному фестивалю "Театр алемi". Для участия в нем нашей труппой заявлен спектакль "Не верь глазам своим". Но, поверьте, в театре лучше все один раз увидеть. И прийти туда снова.

Наталья КУРПЯКОВА, фото из архива театра

Газета "Казахстанская правда" номер за 22.02.2006

   © 2006 "Государственный Русский Театр Драмы им. М.Горького" Телефон кассы: (3172) 32-82-23