Государственный Русский Театр Драмы им.
М. Горького 1899-1999 гг.
В 70-е годы XIX века после введения в Акмолинске городского общественного Управления появляются, согласно дошедших до нас архивных документов, первые кружки любителей драматического искусства. "Акмолинские областные ведомости" за 1875 год, поместив отчет о спектакле драматического коллектива, сетуют, что артистам приходится рассчитывать только на пожертвования, ибо в городском бюджете нет "средств на содержание театра". Желание играть на сцене в городе Акмолинске испытывают многие, недаром насчитывается 5 любительских театральных кружков, пользующихся большим уважением и постоянно поддерживающихся меценатами. Известен успех "Конька - горбунка", разыгранного в казарме казаками. Играются спектакли в пользу увечных воинов, а средства передаются в госпитали. Появляются свои доморощенные драматурги. История донесла до нас имя госп. Мансфельда, комедии которого горожане любили, но и критиковали иной раз очень резко. Спектакли идут в домах местных купцов - и эти театральные вечера собирают "лучших людей города".
Все понимают, что театру нужно свое помещение, так как коллектив разросся и работает постоянно, спектакли становятся необходимы. Купечество принимает решение купить здание для театра. "Акмолинские областные ведомости" от 20 июня 1899 года с удовлетворением сообщают, что Акмолинская городская Дума приняла решение: "По заявлению любителей драматического искусства относительно приобретения здания для общественного театра, - постановлено: "поручить Управе приобрести покупкою для сказанной цели здание, временно занимаемое театром и ныне предназначенное к продаже, или купить другое более подходящее, ассигновав на это из городских сумм 100 руб.". Управа решила, купец Кубрин добавил еще 100 рублей - и театральный коллектив получил свое собственное здание. Год 1899 - год создания в Акмолинске постоянной труппы в своем здании со своим репертуаром, пользующимся большим успехом у горожан. Был приглашен в город Акмолинск из Семипалатинска актер императорского театра (политический ссыльный) господин Моисеев, взявший на себя роль первого руководителя театра.
Но вот в газете "Степной край" за 14 декабря 1899 года читаем: "Спектакль, поставленный господами актерами, нельзя считать удачным. Первый ряд был удален от сцены всего на полтора аршина, вследствие чего грим казался мазней. И получше выбирайте пьесы для постановки, господа актеры. А постановлены были: сначала водевиль в одном действии сочинение Федорова "Вспышка у домашнего очага", после водевиля шутка в трех действиях "Скандал в благородном семействе". Популярность театра была такова, что инспектор училища позволял учащимся обоего пола быть на генеральной репетиции каждого спектакля, считая, что "сей посещения, способствуют воспитанию прекрасного". Были в газетах и критические замечания в адрес властей, мало внимания уделявших театру, ведь театр городу необходим. Коллектив театра откликается на просьбы о благотворительных спектаклях в пользу раненых (и показывает их довольно часто) и в пользу Акмолинского общества попечения о начальном образовании. Газеты публиковали подробные отчеты о суммах пожертвований, о тратах на проведение спектаклей и благодарили артистов за проявленное милосердие. Сохранилась в архиве музея города фотография артистов, занятых в спектакле "Иван Сусанин". История скрыла от нас имена актеров, но остались их лица, мы видим декорацию на сцене театра. Маленькая информация в газете "Акмолинские областные ведомости" сообщает о большом успехе этого спектакля, данного под Новый 1913 год.
В городе Акмолинске с 1912 года начинает работать татарская труппа, спектакли играют на двух языках: арабском и татарском. Руководил коллективом Г. Аубакиров, а вот фамилии актеров: Ш. Ялымов, X. Гизатулин, Г. Бахтюзина, Б, Аубакирова. Сохранилась афиша совместного русско-татарского спектакля, напечатанная на большой салфетке. Вы можете её увидеть. Благодаря этой афише мы знаем фамилии энтузиастов театрального искусства г. Акмолинска. Татарская труппа играла спектакль "Письмо смешало" - сочинение господина Г. Ильясова, и русская - комедию В. Билибина "Чучело". В спектакле были заняты: А. Моисеев, Г. Кучковский, П. Токарева, Е. Алексеев, О. Благовещенская, Е. Алексеева, Д. Дудкина. Спектакли, по свидетельствам современников, пользовались большим успехом, и, по просьбе городского головы, сбор от нескольких из них поступил в пользу Акмолинского отдела, состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Газеты продолжают информировать о спектаклях театра вплоть до начала военных действий на территории губернии, связанных с гражданской войной. Именно в городе Акмолинске Сакен Сейфуллин ставит силами казахской молодежи свою пьесу "Бакыт жолында " в 1918 году, затем появляются ещё спектакли по его пьесам.
Гражданская война остановила работу театра. И только в 1919 году Уездный ревком требует собрать артистов и срочно организовать спектакли в первую очередь для раненых красноармейцев. В декабре 1919 года был образован Уездный отдел народного образования при Акмолинском Уревкоме. У него имелся политико-просветительный подотдел, к которому наряду с учреждениями культуры относился и театр. Для театра была выделена часть Народного дома (ныне это здание принадлежит КНБ). В приказах УО и затем и УОНО мы читаем: "Принять на должность режиссёра мусульманской труппы т. Давлеткильдеева Г.М., а Т. Сергееву - режиссёром русской труппы. Штат театра комплектуется серьёзно. Наряду с артистами разных амплуа принимаются художники, гримёры, декораторы, реквизиторы, рабочие сцены и даже сторож театрального зала. Конечно, здание требует ремонта, проблем много, но труппа не только работает, но и готовит молодежь для работы в театре. Так режиссёр Сергеева преподает актёрское мастерство, историю искусств, поэзию, дикцию. Молодые таланты изучают и ритмику и грим. Вот репертуар этих лет: "Лес", "Трагик поневоле", "Первая заря", "Облава", "Слава погибшим", "Король жизни". Почему-то во всех отчетах не указаны авторы пьес и мы можем только догадываться, что "Лес" - это явно А. Островский, а "Власть тьмы" - Л. Толстой.
Коллектив театра летом 1921 года работает в летнем театре в горпарке, а свой зал и подсобные помещения ремонтирует, зачастую своими же силами на деньги от продажи билетов. Газета "Маяк степи" - орган Акмолинского УНК в № 43 за 1923 год помещает нечто среднее между информацией и рецензией на спектакль "Павлов", поставленный в жанре комедии, по крайней мере, так считал режиссёр-постановщик. Но с ним не согласился автор статьи "Мечтатели", пожелавший остаться неизвестным. В финале статьи автор с удовлетворением сообщает, что зрители нашего города научились "отличать плохое от хорошего в театральном искусстве". Отчет Акмолинского исполкома за 1925 год констатирует: "Театр в городе существует, функционирует, пользуется популярностью...".
Приезжают заезжие труппы, но свой театр ценится больше, об этом напоминает газета "Акмолинская правда" за 1933 год, приветствуя труппу за создание спектакля "Егор Булычов и другие" и сетует, что имущество театра плохо охраняется, почему необходимо УЗП, в чьем ведении находится театр, принять срочные меры и принять на работу сторожей. Театр работает в Народном доме, затем в закрытом Александро-Невском соборе, а затем в летнем театре, не имея возможности работать в собственном здании зимой. И только в 1939 году, наконец-то, театру отдали здание, в котором он находится и по сей день, освободив его предварительно от 1-го и 2-го городских судов и переведя арестованных в другие помещения города. Акмолинск становится областным центром, и власти решают сделать театр центром культурной жизни города, выделяются деньги, предоставляются квартиры. Город приглашает главного режиссера Раевского Ю. А.. В труппу приглашены известные актеры: А. Бари, О. Лабунская, Т. Кручинина, Л, Чембарский, Л. Новикова. Много молодых: Н. Антонов, Н. Рыжков, Л. Филимонов, Л. Шумейко, Н. Петрова. Самыми популярными спектаклями являются: "Жди меня" К. Симонова, "Свои люди - сочтемся" А. Островского, "Русские люди" К. Симонова, "Площадь цветов" В. Ильенкова, "Последние" М. Горького, русские водевили, "Глубокие корни" Лоу, "Платон Кречет" А. Корнейчука, "Без вины виноватые" А. Островского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.
С 1942 по 1943 годы в Акмолинске работает эвакуированный Вороши-ловградский театр, после отъезда которого часть актеров осталась в городе. В труппу театра влились артистки -бывшие узницы АЛЖИРа. Старожилы города помнят сольные номера Т. Афониной - заслуженного деятеля искусств РК, великолепной балерины. В 1943 году начинает свою работу казахское отделение при областном русском драмтеатре. Во вновь открытом отделении половина состава молодые актеры, пришедшие на профессиональную сцену из самодеятельных коллективов. Первым был - "Жарыс" ("Соревнование") по пьесе Г. Мустафина. Затем последовали "Козы-Корпеш и Баян Сулу", "Енлик - Кебек", "Алдар-Косе", "Койми -кобек". Ведущие актеры театра: К. Бабаков, М. Султанова, Ш. Билялова, X. Тажыбеков создавали волнующие сценические образы. В 1944 г. 3. Тналина рассказывает в газете "Акмолинская правда" о первом годе работы казахского отделения, о творческой учебе и первых успехах. Артисты желанные гости у железнодорожников. По просьбе начальника дороги они неоднократно совершали гастрольные поездки по линии Акмолинск-Карталы и работали прямо на вокзалах, в ДЕПО.
Акмолинский театр становится в 40-е годы - одним из ведущих творческих коллективов Республики Казахстан. И это несмотря на военные и послевоенные трудности. В год выпускаются по 10-14 спектаклей. В 1945 году спектакль "Последние" по пьесе М. Горького в постановке О. Лабунской еще раз подтвердил творческую зрелость коллектива. В рецензии по сп. "Последние" Э.Томо отмечает, что "спектакль сделан весомо, зримо, он в полном смысле слова Горьковский и в нем сразу видна кропотливая и настойчивая работа актеров, художника и режиссера... . Но и этот театральный коллектив талантливый и полный был обречен на закрытие. Появился печально известный приказ Совета министров СССР о закрытии нерентабельных театров. В огромной стране были распущены сотни хороших и ярких театральных коллективов. Вначале был приказ о закрытии казахского отделения и переводе артистов в Караганду, а затем и русского отделения. Но… за несколько месяцев до этого Указа областные власти "создали" в городском центре передвижной Атбасарский межрайонный колхозно-совхозный театр, в который практически и перешли все актеры, не уехавшие из города. Имущество: то есть декорации, костюмы, реквизит областного театра передали Атбасарскому передвижному. Здание тоже частично осталось в распоряжении театра, теперь уже называвшегося атбасарским. Спектакли играют в основном в Акмолинске не менее 6 месяцев в году, а остальное время - по всем районам Акмолинской области. Так что вплоть до 1955 года театр вынужден скитаться и на чужих площадках проводить репетиции новых спектаклей. Составляются концертные программы. 3. С. Тналина, руководитель и режиссер, многое сделала для сохранения театрального коллектива.
В 1955 году в город Акмолинск прибывает группа актеров во главе с нар. арт. РК Евгением Орлом - и в театр вдохнули новую жизнь. Город выделяет деньги на ремонт, квартиры для актеров, приезжающих со всех концов страны, благо бурно идет строительство нового города, который назовут Целиноградом. В декабре 1955 года поднимается занавес обновленного театра - идет спектакль "Иван Рыбаков" в постановке Е. Е. Орла. Вот фамилии актеров, занятых в этом спектакле: Е. Орел, Л. Групп, Н. Леонов, Е. Марулина, Е. Репетько, А. Светланова, З. Кожевникова, К. Чистяков, М. Малюшкина, А.Никольский, М. Зарэ, Э. Руппель, В. Ищенко, Л. Загвоздин, Н. Стаховский. Театр за первые месяцы работы поставил сразу несколько разноплановых спектаклей: "Невольницы" А. Островского, "Последние" М. Горького, "История одной любви" К. Симонова, сказку "Аленький цветочек", "Кремлевские куранты" Н. Погодина, "В сиреневом саду" Ф. Солодаря, "Бремя на всю жизнь" А. Колмакова, "Любовь Ани Березко" И. Пистоленко, одноактные комедии А. П. Чехова. А потом большие гастроли по Целинным совхозам, ставшие для этого театра обязательными на многие годы.
Имя М. Горького театр начал носить с 1959 года согласно приказа облисполкома. Целиноград становится центром Целинного края. А с 19 мая 1961 года театр стал называться Целинным краевым. Театр реконструируют, достраивают сцену и гримуборные, выделяют деньги на новую одежду сцены. В начале 60-х годов уходит с поста главного режиссера Е. Е. Орел, получивший звание народного артиста РК.
В 1964 году театр принял режиссер Александр Смеляков. Первые спектакли А. Смелякова вызывали восторг у творческой молодежи города, приехавшей в далекий Казахстан из многих городов Советского Союза. Зал театра был переполнен каждый вечер. "Рассудите нас, люди!" А. Андреева, "104 страницы про любовь" Э. Радзинского, "Серебряный собор" Ю. Эдлиса, "Ромео и Джульетта" В. Шекспира, "Каса Марэ" И. Друце, "Мой бедный Марат" А. Арбузова - вот спектакли, идущие при полных аншлагах. А. Смеляков привез с собой группу единомышленников и в труппе появляются новые актеры: Галина Краснова, Владимир Габаев, Михаил Миловидов, Борис Ефремов, Любовь Арцебасова, Ирина Гузановская, Николай Рябов, Светлана Миловидова, Анатолий Карельский. Молодые архитекторы предложили вновь реконструировать сцену и холлы здания и в короткий срок за 3 летних месяца, чаще по ночам в театре заново делают ремонт и, конечно же, готовят новые спектакли. Следует отметить "Всеми забытыми" Н. Хикмета - в нем впервые в нашем городе на сцену вышла молодая актриса Галина Краснова, ее работа была яркой и запомнилась зрителям.
В 1966 году в театре вновь смена лидера. Илья Иванович Сермягин - заслуженный деятель искусств РК приглашен на должность гавного режиссера. И.Семягин привозит своих актеров: Николая Миловидова, Владимира Ахипенкова, Раису Светинскую, Анатолия Червова, Геннадия Пономарева, Инессу Быстрицкую, Дмитрия Терентюкова, Наталью Назарковскую, Нину Мазуркевич, Светлану Прилуцкую. Появляются в театре: второй режиссер - Владимир Горюнов, Главный художник театра - К.И.Винтер. Первым спектаклем нового главного стала "Поднятая целина" М. Шолохова. В нем были заняты: В. Архипенков, Н. Миловидов, В. Иваненко, Д. Терентюк, С. Алексеева, Г. Краснова. Затем последовали спектакли: "Лучше остаться мертвым" К. Виттленгера, "Эзоп" Г. Фигейредо, "Трое" М. Горького, "Егор Булычев и другие" М. Горького. В 1967 году впервые на русском языке был поставлен "Сакен Сейфуллин" по пьесе С. Муканова режиссерами И. Сермягиным и В. Горюновым. В роли Сакена - Геннадий Пономарев, его мать играла Анна Боженко. Спектакль был удостоен Диплома 1 степени на Республиканском смотре. Были отмечены Дипломами артисты Г. Пономарев и А. Боженко. Наиболее интересными спектаклями второй половины 60-х стали: "Традиционный сбор" В. Розова, "Юность отцов" Б. Горбатова, "Сохрани мою тайну" В. Собко, "Госпожа министерша" Б. Нушича, "Неизвестный герой" А. Абишева, "Отелло" В. Шекспира, "Глубокие корни" Д. Гоу, А. Д. Юссо. Годы 70-е. С большим успехом идут спектакли: "Затюканный апостол" - режиссер В. Горюнов, "Старик" М. Горького, "Солдатcкая вдова" Н. Анкилова - в постановке И. Сермягина. Получают почетное звание заслуженный артист РК Николай Миловидов и Владимир Архипенков.
В 1974 г. главным художником театра стал засл. деятель искусств РК Виктор Степанов. Большой интерес в городе вызвал спектакль "Валентин и Валентина" по пьесе М. Рощина. Режиссер И. Сермягин в этом спектакле отстаивал любовь молодых людей, отметая все бытовые и нравственные предрассудки. Валентину играли И. Быстрицкая и Т. Цейтлин, - Валентина - Ф. Грин и В. Петелин. 14 декабря 1973 года, в день премьеры, весь город рвался в театр. Впервые так смело и бескомпромиссно на нашей сцене заговорили о праве на любовь. В это десятилетие выходят такие значимые спектакли как "Голубые олени" А. Коломийца, в г -становке И. Сермягана, "В списках не значился" Б. Васильева - режиссер И. Сермягин. Театр обратился к драматургии Б. Брехта - и режиссером В. Горюновым был поставлен спектакль "Мамаша Кураж и ее дети". Главную роль сыграла великолепная актриса - Анна Боженко. Событием в культурной жизни города стал спектакль "Уступи место завтрашнему дню" по драме В. Дельмар. Работы актрисы Анны Боженко и засл. арт. РК Николая Миловидова - в ролях супругов Куперов были высокопрофессиональными, а спектакль стал праздником для любителей театрального искусства.
70-е годы действительно были полны творческими удачами. Хочется вспомнить "Энергичные люди" В. Шукшина, "Последняя инстанция" Н. Матуковского, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Четыре капли" В. Розова, "Интервью в Буэнос - Айресе" Г. Боровика, "Чрезвычайный комиссар" А. Алимжанова и М. Симашко, "Я вернусь, мама!" В. Ежова и Г. Чухрая, "Жестокие игры" А. Арбузова, "Эшелон" М. Рощина, "Последний срок" В. Распутина. Спектакль "Последний срок" стал визитной карточкой театра на гастролях в столице республики Алма-Ате. Исполнительница роли Старухи - Светлана Воробьева с успехом справилась с труднейшей ролью. Спектакль поставил режиссер Виктор Трегубенко.
В 80-е годы в театре появляются новые режиссеры. Уходит на несколько лет И. Сермягин и на 2 года главным режиссером становится Виктор Трегубенко. Режиссером-постановщиком работает Юрий Герасимов. Его спектакли: "Старый дом" А. Казанцева, "Родительская суббота" А. Яковлева, "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Охота в Альпах" Р. Тома, "Мой бедный Марат" А. Арбузова - отличает ярко выраженная авторская режиссура. "Порог" А. Дудареват "Последние" М. Горького, "Орфей спускается в ад" по Т. Уилъямсу - запомнившиеся спектакли этих лет. "Гроза" была поставлена Борисом Афицинским и вызвала в городе множество неоднозначных откликов: от восторженных похвал до резких осуждений. Споры вызвала трактовка образа Катерины, - молодая, нежная, мечтательная девушка, мечтающая о возвышенной любви, такой предстала Катерина в исполнении актрисы Аллы Зориной. Кабаниху сыграла засл. арт. РК Инесса Горошевич, Дикого - Владимир Авраменко, Кулигина - Владимир Архипенков - ныне народный артист РК.
В 1981 году режиссер из Нижнего Новгорода В. Кошелев поставил спектакль "Ретро" по пьесе А. Галина. Работа шла с двумя составами. В первом были заняты ветераны сцены: засл. арт. РК Елизавета Марулина, засл. арт. МССР Раиса Светинская, Елизавета Бажина и Александр Звонарев. В "молодом" работали: засл. арт. РК И. Горошевич, Т. Каршина, Г. Краснова и В. Краснов. В спектакле были также заняты Н. Назарковская, В. Осинцев, В. Авраменко. В театр вновь вернулся на должность главного режиссера И. И. Сермягин - засл. деятель икусств РК. Он начинает постановку спектакля "Жизнь на грешной земле" по повести А. Иванова. Великолепное трио: Н. Назарковская, нар. арт. В. Архипенков и В. Иваненко работали в этом спектакле точно и оргнично, сделав его событием года. Затем последовали: "Не был... не состоял... не участвовал..." Ю. Макарова и "Степи ковыльные", поставленный к юбилею целины по повестям А. Кияницы и рассказавший о жизни первого директора совхоза Ижевский Евдокии Зайчуковой. Главную роль играли засл. арт. РК И. Горошевич и А. Боженко.
В 1985 году в театр приглашен на должность режиссера-постановщика В. Пинчук. Он ставит "Третье слово" А Касоны, "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова, "Любовь - книга золотая" А. Толстого, "Последний посетитель" В. Дозорцева. "Завтра была война" по повести Б. Васильева был одним из лучших спектаклей 80-х. Высокая гражданственность и нравственная чистота поколения тех, кто пал на фронтах Великой Отечественной, были достоверно показаны хорошим ансамблем актеров старшего поколения и совсем юных. В спектакле были заняты: нар. арт. РК Владимир Архипенков, засл. арт. РК Анатолий Чернов, Юрий Беседа, Наталья Назарковская, Галина Краснова, Галина Пинчук, Михаил Дроботов, Александр Лободин, Нина Масленникова, Анна Сенновская, Михаил Юсупов, Валерий Бирюков и др. Затем последовал спектакль "Сестры" по Л. Разумовской. Режиссер А. Альбанов поставил "Фальшивую монету" М. Горького и "Приятная женщина с цветком и окнами на север" по Э. Радзинскому.
В 1989 году В. Пинчук ставит "Мастера и Маргариту" по роману М. Булгакова. Маргариту сыграли Наталья Назарковская и Анна Сенновская, Мастера - Вячеслав Украинский и Ал-р Лободин, Воланд - Анатолий Червов засл. арт. РК, Пилат - нар. арт. РК В. Архипенков. Хочется вспомнить "Трибунал" В. Войновича в постановке В. Пинчука, "Дача Сталина" В. Губарева - режиссер - засл. деят. иск. РК И. Сермягин, "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" Г. Мусрепова - в постановке засл. деят. иск. РК, лауреата серебряной медали им. А Попова Жакыпа Омарова. Несколько лет музыкальную часть театра возглавлял известный в нашем городе музыковед Л. Г. Шафер. В октябре 1990 года директором театра назначен заслуженный деятель искусств РК Валерий Васильевич Тарасов.
90-е годы театр начал постановкой спектаклей диаметрально противоположных и по жанру и по художественной направленности: "Верона" А, Шипенко и "Чингисхан" И. Оразбаева. Если "Верона" явилась "шоком" для добропорядочных жителей города, то "Чингисхан" напомнил о годах минувших, о событиях кровавых и страшных. "Чингисхан" был поставлен нар. арт. Кадыром Джетписбаевым, пластика - нар. арт. РК Булат Аюханов. Роль Чингисхана сыграл Алексей Баянов. В спектакле были заняты: нар. арт. РК В. Архипенков, засл. арт. РК Н. Косенко, К. Переверзев, И. Горошевич, артисты: В. Гречанников, А, Белкин, Ю. Беседа, В. Иваненко, Н. Гречанникова, Н. Масленникова, Н. Переверзева. Пьеса "Чингисхан" по поэме Иранбека Оразбаева стала открытием в театральной жизни Республики. Кадыр Джетпизбаев блестяще показал образ тирана, властителя Вселенной, власть которого не имела предела, но радости и счастья в его жизни не было. Большое внимание театр уделяет детскому репертуару. Ежегодно ставятся три сказки. Большим успехом у юных зрителей пользуются: "Василиса Прекрасная", "Золушка", "Сокровище Бразилии", "Три поросенка", "Дюймовочка", "Зайка-зазнайка', "Сказка о попе и о работнике его Балде". В 1995 году нар. арт. СССР А. Мамбетов приглашен на постановку спектакля по роману М. Ауэзова "Путь Абая". Спектакль получил название "Рано прозрел в поисках истины" и рассказал о юношеских годах великого сына Степи. Режиссер А. Мамбетов совместно с художником В. Степановым и композитором А. Мамбетовым создали подлинную картину жизни казахского народа. Молодого Абая сыграл К. Переверзев, его отца Кунанбая - В. Архипенков. Режиссер спектакля был отмечен Дипломом за лучшую режиссерскую разработку национальной драматургии. К. Переверзев получил Диплом 1 степени за исполнение роли молодого Абая.
В годы 1993-1994 гг. большим успехом пользовались спектакли "Ромео и Джульетта" В. Шекспира - режиссер В. Трегубенко, "Любовь и тайная свобода " по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в постановке Б. Белкина, "Банкрот" А. Островского - режиссер засл. деят. иск. РК И. Сермягин, "Рядовые" А. Дударева, режиссер нар. арт. РК К. Джетписбаев. Год 1996-й. Режиссер Р. Маркин ставит "Недоросля" Д. И. Фонвизина, одев актеров в современные костюмы, литературный спектакль "Рябины горькая кисть" по произведениям М. Цветаевой - сценарий Галины Красновой и "Щелкунчик" Э. Т. Гофмана. В этом же году выходят спектакли режиссера В. Бородина "Убей меня, голубчик", "Дом, где все кувырком". В репертуаре театра сохраняются ранее поставленные этим режиссером комедия "Крошка" Ж. Летраза и романтический триллер Э. Элиса и Р. Риза "Условия диктует леди". А. Зайферт ставит "Полоумного Журдена" М. Булгакова, "Красную шапочку" и "Два клена" Е. Шварца. "Хан Кене" по одноименной пьесе М. Ауэзова был поставлен в 1997 году нар. арт. РК Кадыром Джетписбаевым. На русский язык специально для нашего театра пьесу перевел Мурат Ергалиев, музыку написал Булат Кабылбаев, художник-постановщик Флобер Муканов. Спектакль занял 1 место на театральном фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения М. Ауэзова. Звания засл. арт. РК получили исполнитель роли Хана Кене - Константин Переверзев и Наталья Косенко - Бопай. Владимир Архипенков был удостоен звания народный артист РК.
Режиссер Ю. Кокорин в 1998 году ставит апокалипсис А. Камю по роману Ф. Достоевского "Бесы", а затем два русских водевиля: "Дочь русского актера" П. Григорьева, "Беда от нежного сердца" В. Соллогуба. Режиссер И. Дмитриев впервые на нашей сцене поставил "Вишневый сад" А. П. Чехова, сценография - В. Степанова засл. деят. иск. РК. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина Ю. Кокорин осуществил постановку трагедии "Борис Годунов". В роли царя Бориса - Владимир Авраменко и Владимир Иваненко. На VII театральном фестивале в г. Караганде Александр Корженко, исполнитель роли Юродивого, получил Диплом лауреата за лучшую эпизодическую мужскую роль. 1 ноября 1999 года. Театр принял художественный руководитель и главный режиссер - заслуженный деятель искусств РК Ю. И. Ханинга.
|
|